День 1: 02.01.13
Москва –
Архангельск, заброска. Зимнее утро на Ярославском вокзале. Вчера был встречен Новый Год, теперь пора и в путь. Поезд № 16 Москва-Архангельск, «Беломорье», отправление в 10-05. Пасмурно, + 1 С. В Москве впереди как минимум пара дней оттепели, что в условиях мегаполиса выглядит просто отвратительно. Но впереди - Север, надеемся, что попадем в нормальную зиму. Так и есть! Уже в Ярославле, в полдень - ноль градусов, а в Данилове уже настоящий, хотя и небольшой "минус". Есть такое понятие: "Лесное Заволжье". Край начинается к северу от Ярославля, почти сразу за Волгой. Это уже настоящая глухомань, перерываемая редкими поселениями. Край не замедлил заявить о себе: на подъезде к Данилову из окна видели двух лосей, которые не обращали на поезд ни малейшего внимания. А потом наступила долгая, зимняя, дорожная ночь...
|
День 2: 03.01.13
Архангельск:
центр, Набережная, Соломбала. Прибытие 06-50. Легкий мороз, идет небольшой снег. Центр Архангельска напоминает по форме то ли беломорского палтуса, то ли нос ледокола. Самая оконечность этого "носа" - мыс Пур-Наволок, самый-самый исторический центр города. Четко посередине центральной части от ЖД-вокзала до Пур-Наволока идет улица Воскресенская. Нам - на Пур-Наволок, рядом будет наше жилье. Поражает белый снег на тротуарах центральной улицы, и даже на проезжей части. И малолюдье! Может быть, по случаю праздников? А так - большой, полноценный город. Ул.Воскресенская малоинтересна: современная, многоэтажная застройка. Но, попадаются и остатки старой, деревянной архитектуры, которые доживают свой век и скоро будут снесены под новострой, процесс уже идет. И только один деревянный особняк начала ХХ века не тронет никто: памятник архитектуры! Но не все так плохо: самую разную архитектуру мы здесь еще увидим. Кстати, в районе вполне новой застройки нам попался фрагмент деревянного тротуара, явно постоянный (не связанный с нуждами строительства, как Москве) и - новый! Старые технологии не подводят! Ближе к Северной Двине постройки становятся в духе советских 50-х годов. Площадь Ленина, здесь сидит областная и городская власть. Здесь же - единственный в городе небоскреб, именуемый в народе "Карандаш". Памятный знак "Нулевая верста". Любопытно, что до Земли Франца-Иосифа отсюда оказалось всего на 500 км дальше, чем до Москвы! Еще несколько шагов - и мы на Пур-Наволоке. Впереди простирается лед Северной Двины, далеко, на противоположном берегу, в темноте (позднее зимнее утро) еле светят огоньки. С этой точки начинался город Архангельск. Сейчас тут установлен памятный знак в виде волны. За спиной у нас старейшее каменное здание города - Гостиные Дворы (одновременно - крепость). Раньше он состоял из 2-х частей: русской и немецкой. Уцелела часть стены русской половины. Здание не так давно отреставрировано, один угол восстановлен в самом начальном виде, в стиле времен Ивана Грозного. Остальное - в стиле петровского классицизма. Сейчас в здании Краеведческий музей. Сходим позже. 100 м севернее точки Пур-Наволока от берега тянется по льду вереница огней перпендикулярно руслу реки. Подходим ближе. Это - временная линия освещения, на льду установлены фонарные столбы из вертикального деревянного бруса с лампами-переносками, по верху пущен кабель. Рядом идет пешеходная тропинка, от набережной на лед проложены деревянные сходни.
Организованная переправа? Похоже на то! Напротив Пур-Наволока, на противоположном берегу Двины находится большой Кегостров, на нем - жилые кварталы города, а связь с сушей только по воде. Похоже, линия ведет туда. Обязательно сходим. Возле монумента Беломорскому флоту на набережной находится большое новое здание. Это отель "Пур-Наволок". В том же здании - небольшой отель "Столица Поморья". Это наше жилье: http://www.hotelarh.ru/. Жилье во всех отношениях приятное. Имеется завтрак со шведским столом. При желании можно съесть стейк из акулы, но полтысячи рублей было решено потратить на что-нибудь посерьезнее. Из окна номера виден задний фасад областной администрации, из-за которой высовывается "Карандаш". Окно в коридоре выходит на Гостиные Дворы. На улице 10 часов, а все еще темно. Вот что значит - высокие широты. Именно поэтому среди наших фото так много ночных снимков, в том числе и с рук. Да и дневные снимки в большинстве своем пришлось обрабатывать Фотошопом: исходные фото часто были подёрнуты каким-то фиолетовым фоном. Невооруженным глазом же все воспринималось несколько красочнее. Как-то незаметно "отрубились" почти на час: видно, сказался поезд. В 11-00 было уже светло. Итак, Гостиные Дворы, они же Краеведческий музей. Прекрасная экспозиция!
Особенно запомнились залы, посвященные жизни и быту поморов, северному
мореплаванию и освоению Арктики: http://www.aokm.ru/,
http://kraeved29.ru/. Есть в Архангельске и отдельный Северный морской музей: http://www.sevmormuseum.ru/. По плану на сегодня он также намечался, а, кроме того, планировали посетить вторую территорию краеведческого музея, что на площади Ленина (там находится экспозиция по природе края и по современной истории). Но мы недооценили архангельские музеи! Возле Морского музея мы оказались всего за час до закрытия, и, естественно, перенесли посещение.
Музей занимает отдельное новое здание на набережной. Рядом - один из многочисленных причалов, во льду стоит несколько кораблей. Отдельно - корабль весьма старого вида, стоит на массивных опорах, высовывающихся из-подо льда. Видимо, живой экспонат, хотя никаких трапов к нему не подведено. Рядом, на Набережной находятся 2 монастырских подворья: Соловецкого http://www.solpod.ru/ и Николо-Корельского http://sv-nikolai.prihod.ru/ монастырей. Это все на будущее. А сейчас, отобедав в трапезной Соловецкого подворья, идем на капитальную прогулку по пешеходной части Набережной.
Набережная Северной Двины - пожалуй, главная достопримечательность города. Представьте две стороны носа гигантского ледокола, облицованные гранитом, обставленные дорожками, скамейками, прочими бульварными атрибутами, и сходящимися к Пур-Наволоку. Время от времени - различные причалы. С Набережной открывается шикарный обзор на простор Двины и дальние острова. Особенно красиво здесь летом, но у зимы тоже свой, особенный шарм! Прямо под стенами Гостиного двора в старину был архангельский порт. Отсюда поморы уходили в свои трудные и опасные плавания. "…Не ходи со мной на Грумант,
милая жена!
Привезу тебе живого, толстого моржа!
Будет он у нас плескаться в Северной Двине
И с детишками играться будет во дворе..." А сейчас речной и морской пассажирский порт находится тут же, на Набережной, но немного южнее.
Архангельский морской порт, вообще, достаточно сложная структура. Пассажирский порт мы уже отметили. Фото его не выкладываем, но его внешний вид можно увидеть на любой купюре 500 руб. Там же - памятник Петру, что в сквере неподалеку. Главный терминал порта - порт "Экономия" находится далеко на северной окраине города, уже совсем недалеко от Белого моря. Принимает полноценные морские суда. Туда очень долго ехать на автобусе. Новый терминал "Бакарица" расположен гораздо выше по течению Двины, на левом берегу реки. Принимает суда с несколько меньшей осадкой. Архангельский лесной порт "Маймакса". Расположен на острове Бревенник, который не имеет сухопутного сообщения с материком. А также, множество причалов и терминалов архангелогородских предприятий и лесобирж, раскиданных по всей дельте Северной Двины. Особо отметим причалы судоремонтных предприятий Соломбалы. Настало время рассказать о предыстории
настоящей поездки. Для начала: Ваш покорный слуга - уроженец Архангельской
области, хотя и жил в ней всего лишь до трехлетнего возраста. Но об этом -
позже. Далее. До 2003 года я 7 лет проработал
в шинной промышленности и некоторое время осуществлял отгрузку шинной
продукции для РАО "Норильский Никель", в т.ч.через архангельский
морской порт. В частности, выезжал в Архангельск для приемки-отгрузки продукции
в порту "Экономия" с дальнейшей отправкой ее Северным Морским Путем
до порта Дудинка. Было много разных, интересных моментов. Но хочется особо
отметить четкую и слаженную работу работников порта. Как я отмечал про себя,
в тех ситуациях, когда, на наших складских и транспортных предприятиях Москвы
меня, просто бы тупо продинамили, архангелогородцы находили решение САМИ, и
обеспечивали, без подачи со стороны, выход из самых непростых ситуаций.
Респект Вам, архангелогородцы! Истинно поморский подход к делу! Попутно отмечу внешний вид порта
"Экономия". Все - по-морскому: причалы, портальные краны,
контейнеры...Но: когда стоишь на причале, ощущение такое, словно это -
Клязьминское водохранилище! Какая-то скромная заводь, зажатая среди берегов. И
только океанские суда под загрузкой напоминают, что это все же морской порт! Судя по карте, в акватории
"Экономии" еще нет приливно-отливных явлений. А в паре километров
ниже они уже наблюдаются. Я думаю, именно такое сочетание факторов и вызвало
выбор места для главного терминала Архангельского порта. Вернемся в настоящее. Очень благоустроенная, по-домашнему теплая, выбеленная свежим снегом Набережная. Народа очень мало. Снова нахлынули воспоминания. После
работы в порту пошел прогуляться в Центр на Набережную. Август месяц. Лето.
Вдруг, нежданно-негаданно, с Белого моря пришла очередная, фиолетовая туча (а
их тут летом может быть по много раз на дню!). И ливанул жесткий, северный,
холодный дождь. Все вокруг моментально перенеслось в какой-то ноябрь. Я
раскрыл свой черный зонт, который не слишком-то и помогал. Вдруг вижу: стоит
без зонта мужчина, облокотился на гранитную ограду. "Надо ж так
нажраться!" - подумал я. Подхожу ближе: нет, человек абсолютно трезвый и
вполне вменяемый. Просто...задумался немного! Несмотря на ливень, по Набережной
гулял народ. Без зонтов. С детьми, собаками...В общем, здесь это в порядке
вещей! Еще случай. Еду из
"Экономии" на автобусе, в гостиницу. Город накрыла свинцовая туча.
Помимо ливня, обрушился еще и ураганный ветер. "Как хорошо, - подумал я,
что я сейчас сижу внутри автобуса, а после мне надо будет добежать несколько
метров до гостиницы - и под крышу!" Как в этот момент мимо едет дядька
на старом, дорожном велосипеде. "Вот кому сейчас хреново!" - подумал
я. И тут дядька ленивым движением достает из-под плаща бутылку пива и без
спешки отпивает на ходу. Как будто кругом ничего и не происходит! Позже я вынес из наблюдений, что
зонтиками в Архангельске пользуются, в основном, пожилые женщины.
Но вернемся в настоящее время. В районе пересечения Набережной и улицы Карла Маркса построили ледяную гору. И ледяной город со скульптурами. Здесь стоит большая елка, эстрада и много народа. Тут же на Набережной установлен памятник беломорскому тюленю: этот симпатичный зверь помог выжить множеству поморов в голодные годы Второй Мировой, будучи, порой, единственным источником пропитания.
Время ужинать. Хочется не гамбургеров каких-нибудь, а поморской кухни: рыбки там какой...В старом особняке разместился ресторан "Боброфф". Это то, что надо. Вкусно и недорого. Салат из копченой трески, поморская уха и жареная картошка. И, конечно, фирменное архангелогородское пиво "Боброфф". Подкрепившись и согревшись, продолжаем путь по Набережной. Все ближе огни Соломбалы - старого судостроительного района Архангельска. Находится на одноименном острове. Здесь жил Петр I (на Мосеевом острове). Здесь находились старейшие в России судоверфи (и находятся по сию пору). Строго говоря, российский флот начался именно здесь. В начале Северной войны балтийского флота еще не существовало. Петербурга - тоже. Построить верфи ближе к Балтике, в "зоне боевых действий" не представлялось возможным. А флот был крайне нужен! И вот тогда, здесь, в Соломбале, были построены 2 боевых корабля: "Курьер" и "Святой Дух", которые дошли своим ходом по Белому морю до Нюхчи. А дальше начался беспримерный 260-километровый волок через глухую тайгу до Онежского озера. Просеку для волока и гати строили тут же. Дальше было гораздо проще: через Свирь в Ладогу. Появление боевых кораблей было для шведов полной неожиданностью. В результате мероприятия была взята шведская крепость Нотебург у истока Невы и осуществлен выход к Балтике. Когда в водных походах я иногда слышу сетования участников на трудности волока, я всегда рассказываю эту историю J Между тем, Набережная выводит нас к руслу Кузнечихи. Это протока Двины, она отделяет Соломбалу от материка. Большая, широкая река, однако!
Переходим Кузнечиху по мосту. Сразу же за мостом, с левой стороны - гостиница "Мередиан". Я жил тут во время работы в порту. Итак, чего, кроме ностальгии, нас понесло, грубо говоря, в промзону? Достопримов в Соломбале мало, но она сама - достоприм! Нельзя до конца прочувствовать дух Архангельска, не побывав тут!
В Соломбале очень много деревянной, 1 и 2-х этажной застройки. Попадались даже 3-х этажные деревянные дома, вполне жилые и функциональные. Настоящие деревянные тротуары. Речка Соломбалка с каналами, вымощенные лиственничными сваями и их набережные, настеленные из досок, с деревянными скамейками и лестницами. Здорово! Жаль, что не уцелел "соломбальский небоскреб", он же дом Сутягина - самое высокое гражданское деревянное здание в мире, конструкция, сколь впечатляющая, столь и абсурдная. СМ.ЗДЕСЬ. В настоящее время снесен по решению суда. Я в свое время еще успел его увидеть. Вот так закончился первый день в Архангельске. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|